_                                                   














               В.М. ВАСИЛЬКОВА

              Три дня в английских школах.

       В конце прошлого учебного года  (2002-2003), находясь в гостях у своих английских коллег в графстве Норфолк, мне повезло посетить две английские школы в г. Aylsham и в г. Cromer. Найджел, Сью и их дети, Н иколас и Фриза - учительская семья, поэтому они не удивились, узнав о моем горячем желании попасть в английскую школу на уроки Science (Естественные науки) и Drama (Драма), которых нет в российских школах.
Найджел работает учителем Science в большой средней школе г. Aylsham, в которой обучается с этого года около 900 учащихся. С приходом в прошлом году нового директора (P.Mitchell) школа предпринимает шаги, чтобы стать специализированной в области бизнеса и предпринимательства. В этой школе я провела 2 дня. Чисто внешне школа не производит большого впечатления: обыкновенное серое двухэтажное здание, однако, около школы большая площадка для парковки машин учителей и сотрудников. Основной транспорт здесь — личный автомобиль. У Найджела и его жены по машине, на которых они добираются до своих школ, но их дети ездят в школу на школьном автобусе.
Оказавшись в помещении школы, ощущаешь знакомую школьную атмосферу, но в необычном окружении. У каждого ученика свой шкафчик, где он оставляет свои вещи; видишь много учеников, но они не бегают, не кричат; на всех одинаковая форма. Сразу увидела, насколько законопослушны англичане. Найджел подвел меня к регистрационной стойке (Reception) и зарегистрировал в специальном журнале для гостей школы. Мне выдали наклейку Visitor, которую нужно было закрепить на груди.
Рабочий день учителей начинается со встречи всего коллектива в учительской, на которой делаются различные объявления, вывешиваются поздравления учителей с семейными праздниками: замужеством, женитьбой, днем рождения. Найджел представил меня всем.
Учебный день школьника начинается в 8яс утренней переклички в кабинете классного руководителя. В школе учатся дети с 7 nol 11 класс. Позже, с помощью Николаса, удалось разобраться в расписании звонков:

8.50 — 9.00 - Утренняя регистрация.

9.00-9.10-Сбор.

9.10-10.10- Урок.

10.10- 11.10 —Урок.

11.10-11.25-Перемена.

11.25-12.25-Урок.

12.25-13.20-Ланч.

13.20 — 13.25 — Регистрация.

13.25-14.25-Урок.

14.25-15.25-Урок.

В течение учебного дня дети дважды собираются в кабинете классного руководителя для переклички. Все сведения об отсутствующих подаются директору. Специальный человек в школе информирует родителей об отсутствии ребенка, проверяет, действительно ли он болен. Каждый день с понедельника по пятницу у учащихся всех классов только 5 уроков продолжительностью в 1 час. Расписание уроков, со слов Николаса, и судя по его расписанию в дневнике, меняется через неделю (дети учатся по расписанию 1- ой или 2- ой недели).
Первый урок, на котором я присутствовала, был урок Science у Найджела в 7 слабом классе. В школе на каждой параллели 6 разных классов. Для каждой параллели есть свой завуч. В этом слабом 7 классе присутствует на всех уроках помощница. После объяснений Найджела она подходила к каждому из 19 учащихся и помогала им сосредоточиться, справиться с заданием. Дети, в основном работали с учебником, повторяя пройденный материал, а затем выполняли тестовое задание. Мне было интересно взглянуть на учебник. Просмотрев содержание, я убедилась, что в одной книге собраны разделы из биологии, химии и физики. Название учебника:

The Heinemann

Science Scheme year 7

А — Клетки.

В — Размножение.

С — Окружающая среда.

D — Разновидность и классификация.

Е — Кислоты и шелочи.

F — Простые химические реакции.

G — Частичная модель твердых тел, жидкостей и газов.

Н — Растворы.

I — Энергетические ресурсы.

J — Электрические схемы.

К — Силы и их влияние.

L — Солнечная система. которых было закрепление новой лексики.

После урока Найджел проводил меня к учителям —лингвистам, у которых я посетила урок французского и английского языка.Урок французского языка вела молодая, энергичная девушка. Это был 7-й сильный класс. Сразу удивило то, что класс (33 человека) не делится на группы, но все ученики работали с интересом, были активны. Урок был хорошо продуман, подготовлен. В начале урока учитель раздала учащимся их тестовые проверенные работы и прокомментировала их ошибки. Письменные задания учащихся были оценены в процентах. Хороший результат составил 66%. Затем учитель сообщила цель урока.
Тема урока была "Еда, продукты". Учитель раздала учащимся листы с заданием. От них требовалось найти французские эквиваленты английских единиц измерения, таких как "кусочек", "щепотка", "стакан", а затем образовать с ними соответствующие словосочетания из предложенных слов. После выполнения работы учитель поочередно вызывала учащихся, проверяя правильность выполнения задания. За этим последовали многочисленные игровые ситуации, целью.
Урок проводился на английском языке. Система оценки знаний резко отличается от системы российских школ. Учащиеся не получают оценки каждый день. В основном оценки выставляются за тестовые работы после прохождения темы. Существует 8 уровней оценки знаний учащихся по 4 видам речевой деятельности.
На третьем уроке Найджел представил меня директору школы П .Митчеллу, который любезно беседовал со мной, интересуясь нашим городом, нашими учащимися, их желанием носить школьную форму. Ему было интересно знать, понравилисьли мне посещенные уроки. Я также посетила школьную библиотеку, которая поражает своими размерами. Здесь и стеллажи с книгами, и столы, за которыми учащиеся могут готовиться к экзаменам, используя компьютеры. Меня особенно привлек раздел «Карьера» (Careers). У учащихся есть возможность выбрать любое учебное заведение, протестироваться, не выходя из школы. На втором этаже школы находится огромный кабинет информатики (Information technology computers). Учитель ITC продемонстрировал нам интерактивную доску, на которой с помощью пульта-карандаша можно писать, рисовать... Во время ланча учителя-предметники собираются вместе в своих офисах, пьют чай, кофе с бутербродами, принесенными из дома.
После легкого ланча я поторопилась на урок английского языка на второй этаж, но заблудилась, попав не в тот блок. Пожилой учитель математики вежливо объяснил мне, где найти нужный класс. Я не опоздала, так как дети после звонка отправились на повторную перекличку.
В школе есть прогульщики, но их мало. В школе своя система наказаний и поощрений. Помимо школы полиция также интересуется учениками, которые могут прогуливать школу.
На уроке английского языка я увидела тех же слабых детей, которые работали на 1 уроке Science. На доске у учителя была записана цель урока: Думать о нашем языке. Узнать, откуда происходят слова. На уроке учащиеся анализировали значения префиксов dis, re, un. Учитель использовала диапроектор и записи на доске. Во второй половине урока помощница раздала учащимся ножницы, листы с разными утверждениями о языке. Учащиеся должны были на пустом листе расположить эти утверждения в две колонки: согласен/не согласен (agree/disagree). На дом учитель задала учащимся написать свои комментарии к 2 любым утверждениям.
Последний урок был урок Science у Найджела в 10 классе. Одна девушка опоздала на урок и вошла, смеясь и не извиняясь в класс. Найджел, к моему удивлению, резко повысил голос и заставил ее выйти из класса. На каждой параллели, какя уже говорила, естьсвой завуч, который занимается такими проблемами. Спустя некоторое время этот учитель привел ее снова в класс тихой и серьезной. В течение урока учащиеся работали в группах. На доске также была запись цели урока.
После уроков Найджел и я присутствовали на собрании классных руководителей, на котором завуч обсуждала с учителями внеклассные мероприятия.
Выходя из школы, мы увидели специальных людей в униформе, которые убирали школьные помещения.
Спустя 2 дня Сью повезла меня в свою школу в г. Cromer. При подъезде к школе открывается великолепный вид на морской залив. Школьный комплекс: начальная школа, стадион, средняя школа -занимает большую территорию. Это одноэтажные, длинные постройки. С начальной школы учащиеся начинают изучать 3 языка: французский, немецкий и испанский. В старших классах учащиеся имеют возможность дополнительного профессионального обучения в области социального обеспечения, туризма и отдыха (Social care, Leisure and Tourism). (О целях и философии школы см. Приложение №1).
Прежде всего, меня интересовали уроки Drama, которых нет в русских школах. Поэтому после прохождения уже знакомых мне процедур: моей регистрации, встречи учителей с директором в учительской, я посетила уроки Drama у Сью в двух девятых классах. Уроки проходят в специальном классе — зале. Учащиеся снимают обувь, входя в зал. В зале ковровое покрытие, окна задрапированы, на стенах стенды, посвященные Шекспиру, урокам Drama, нет стульев, столов. Дети сели полукругом перед Сью, которая стала им рассказывать о предстоящем финальном представлении, раздав учащимся листы с требованиями и рекомендациями (См. Приложение №2). Затем учащимся было предложено импровизировать какую-либо ситуацию, увиденную по телевизору или из жизни. Все учащиеся разбились на группы от 4 до 6 человек, стали готовиться. Несколько человек обращались к Сью за ножницами, что-то вырезали. Другие использовали большие легкие кубы, стоящие в углу зала.
После совместной работы учащиеся драматизировали, то, что приготовили. Одна группа учащихся изображала зрителей и диктора, дающего прогноз погоды, другая группа (юноши) изображала войну в Ираке, группа девушек показала сцену на тему "Атипичная пневмония". Дети вели себя раскованно, непринужденно. Все выглядело как занятие психологической разрядки. Сью позже объяснила, что целью курса Drama является развитие навыков общения, совместной работы, преодоления проблем, драматизации, принятия решений. На этих уроках в 9 классе учащиеся также знакомятся с произведениями Шекспира, мыльными операми. Учителя Drama тесно сотрудничают с учителями английского языка.
На 3 уроке я наблюдала урок французского языка. Урок вела опытная учительница. Очень удивила доска в классе — интерактивная доска, соединенная с компьютером учителя. Приготовленные записи, задания, учитель легко передавала на доску-экран.
Во время ланча состоялась моя встреча со всеми учениками и учителями, которые хотели узнать о жизни в России, попробовать русскую еду, найти друга по переписке. Около десяти учащихся захотели проверить свои знания о России. Детям было предложено 10 вопросов, ответы на которые для большинства оказались сложными. На вопрос "Что такое Волга?" правильно ответили трое. На последний вопрос "Что можете вспомнить еще о России?" многие назвали государственный цирк и группу Тату.
На четвертом уроке я наблюдала за работой учащихся в кабинете информатики, который представляет собой огромный зал с современными компьютерами. Учащиеся работали в интернете, за необходимой им информацией подходили к принтеру, который стоял рядом со мной. В центре кабинета установлена интерактивная доска, соединенная с компьютером. С помощью указки-пульта учитель показала мне, как можно писать на этой доске и прикосновением к определенному символу на доске-экране стирать записи.
Последний урок, на котором я присутствовала, напоминал урок труда. Дети изготавливали маски, используя воздушные шары, марлю и белую клейкообразную массу. Но это оказался урок драмы, как пояснила позже Сью. Дисциплина учащихся 7 класса оставляла желать лучшего. Учительница (не Сью) не могла справиться с детьми. В классе было шумно. Открылась дверь, вошла завуч и навела порядок.
Второй день в Aylsham мне запомнился уроком немецкого языка и Русским вечером. Пожилая учительница немецкого языка вела урок в 7 слабом классе, который мне был уже знаком по первому дню, спокойно, неторопливо. Это был урок работы над ошибками, которые учащиеся сделали в тестах. Учащимся были розданы книги с ответами теста. Их задача была — выписать правильный ответ. 3 учеников опоздали, учитель посадила их отдельно. Затем, к моему удивлению, откуда-то достала телефон, сняла трубку и с кем-то поговорила. После этого трое опоздавших отправились в какой-то кабинет. Оказывается, что немецкий язык не обязателен для слабых детей. Во время этого урока они должны находиться в отдельном классе, где их занимает специальный учитель. Удивила доска в классе. Это обыкновенная доска, на которой можно писать мелом, но она круговая, вращается. Учитель объяснила мне, что ей не приходится много раз стирать с доски, так записей можно сделать много для разных классов.
Учащиеся во время каникул ездят в Германию в школу, с которой дружат и обмениваются учениками. Для Русского вечера Найджел испек черный хлеб, принес блины, красную икру. Я помогала делать бутерброды с маслом и икрой. Найджел также привез самовар, видеокассету с выступлениями учащихся Жуковской школы №6.
На встречу пришли много детей, учителя, директор школы. Детям, которые переписываются с учениками нашей школы, я раздала письма — ответы, показывала русские деньги, объясняла, для чего нужна норковая шапка, которую принес Найджел. Я удивилась, заметив, что почти никто не притронулся к икре. Они не знают ее вкуса. Дети предпочли есть блины с привычным для них кремом в тюбике. Директор школы отведал русского чая с бутербродами с икрой и вручил мне официальный ответ на письмо нашего начальника образования, высказав пожелание дальнейшего сотрудничества наших школ.
Что поразило меня больше всего во время посещения школ — это приветливость и открытость всех учителей. Я не видела хмурых, неприветливых чопорных "английских" лиц. Видимо, стереотип "холодного англичанина" уже давно не соответствует времени.

                      Приложение №1

              Цели и задачи школы Cromer

1. Обеспечить широкое и соответствующее образованиеу учащихся разных способностей.
2. Помочь учащимся развить творческий, живой любознательный ум, раскрыть свой потенциал, как умственный, так и физический.
3. Помочь учащимся стать независимыми и активными, получить знания и умения, соответствующие сегодняшнему дню.
4. Помочь учащимся понять и оценить мир, в котором они живут, и зависимость друг от друга.
5 Помочь учащимся эффективно пользоваться языком и технологическими коммуникациями.
6. Помочь учащимся развить духовные, нравственные и эстетические ценности, быть терпимыми по отношениюдруг к другу,
к другим расам, религиям и образу жизни.
7. Поддерживать и поощрять всех учащихся и делать все возможное для создания творческой и радостной атмосферы в школе.
8. Содействовать партнерству между школой, родителями и другими гражданами общины в образовательном, культурном и социальном развитии учащихся. 

                     Приложение №2

            ТЕАТР В ОБРАЗОВАНИИ (раздаточный материал учащимся 9-го года обучения для проекта урока "Драма").

Цель работы: создать инсценировку на конкретную поучительную тему для особой группы людей. Например, вы можете взять тему против курения и адресовать ее 10-летним детям. Представление должно длиться около 10 минут.
1. Выберите, с кем Вы хотите работать. Группа должна быть не менее 3-х и не более 5-ти человек.
2. Выберите тему, с которой Вы хотите работать.
3. Выберите возраст, к которому Вы будете обращаться. Не забывайте о нем во время работы над проектом.
4. Найдите необходимую информацию. В классе не будет дано времени на это. Темы могут быть о курении, аборте, наркотиках, эвтаназии
и много других тем. Спросите учителя о подробностях.
5. Составьте план Вашей инсценировки. Сколько актов у Вас будет? Включите ли Вы участие зрителей, например, ответы
на Ваши вопросы? Вы будете непосредственно разговаривать со зрителями?
6. Какие драматические приемы Вы используете? Подумайте о мимике, паузах, танце, песне и одругихформах (остановить
действие и дать актерам сказать, о чем они думают), звуковыхэ ффектах, использовании света, масок, макияжа.
7. Представление должно быть готово к 8 июля, поэтому у Вас немного времени.
8. Так как это последняя работа, выполненная на третьем ключевом этапе, в конце проекта всем учащимся будет выдан сертификат. Работа будет оцениваться на основе Ваших успехов на протяжении всего этапа, но особенно за Ваш вклад в данный проект, так что постарайтесь. Сертификаты будут вручаться на особом собрании, и будут учтены и включены в Ваш отчет успеваемости 10-го и 11 -го года обучения.

 

                                                                                                                                                                         Март 2007 г.

                                                     Директор школы Эйлшем г-н П.Митчел,                                                                                              Группа учащихся Васильковой В.М.

                                                     Василькова В.М.,  Сербинова О.В.  

                                                       

                                                          Школа Эйлшем.                       Встреча английских и русских друзей в школе.            В библиотеке школы.                   

                              

                                       

                                                                                                                                                                                                                                         Администрация Эйлшем приветствует

                                                Расставание  с русскими друзьями.                               На прощальном вечере.                        русских учителей.

                                        

 


 

  




© 2006. Заголовок сайта. Все права защищены.
Работает на: Amiro CMS